30 апреля 2014года в Комплексном центре социального обслуживания населения прошел семинар на тему «Социальный патронаж – начальная ступень реабилитационного курса в отделении профилактики безнадзорности и социально-психологической помощи семьям с детьми», подготовленный специалистом по социальной работе Вахрушевой Е.И. Семинар проводился с целью практической реализации оказания конкретной помощи и поддержки от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить адаптационные возможности семьи.
Во вступительной части семинара были отмечены причины сохранения высокого уровня бедности в стране и обострения проблем с подрастающим поколением.
Прежде чем перейти к основной части семинара, специалист напомнил, что социальная реабилитация - это работа по изучению социума ребенка. Социальная реабилитация также направлена на оздоровление семьи, восстановлению частично нарушенных семейных связей с ребенком, а также помощь в интеграции ребенка в обществе, в его развитии, воспитании, образовании, т.е. оказание помощи в социализации ребенка. В этом направлении большая роль отводится психологу и педагогу, которые проводят с детьми групповые занятия и индивидуальные беседы. Основная их задача – это оказание помощи и поддержки в решении проблем, конкретной семьи.
На семинаре специалисты обсудили отличие понятий социальный патронат и социальный патронаж.
Выступающий ознакомил специалистов с документацией, которая заводится во время курса реабилитации на каждого ребенка по индивидуальной программе, кратко ИПР: индивидуальная карта реабилитации, социальный паспорт социально- бытовых условий и психологического микроклимата семьи несовершеннолетнего, карта социального патронажа специалистов отделения, карта данных на момент поступления, карта на конец реабилитационного курса: результаты реабилитации. А так же карта рекомендаций специалистов на конец курса группы детей.
Было отмечено, что план взаимоотношений с семьей целесообразно закрепить письменным договором о сотрудничестве и о наделении сторон определенными правами и обязанностями в отношении друг к другу. Курс реабилитации длится в течение месяца. Сразу уведомляется родитель или лицо его заменяющее, что договор может быть продлен еще на месяц по взаимному согласию сторон.
Активно прошла дискуссия по вопросу о причинах приглашения детей на реабилитационный курс. Были выявлены достоинства и недочеты в совместной работе специалистов Центра. Особое внимание был сделан упор на согласованность работы специалистов отделения с логопедом, т.к. речевые недостатки ребенка оказывают серьезное влияние на здоровое развитие несовершеннолетнего в социуме.
Значимая роль отводится консультированию и беседе как разновидности социального патронажа. В самом общем виде консультирование – это работа с людьми и их взаимоотношениями, направленная, например, во время кризиса на развитие и поддержку, психотерапию, наставничество или решение проблем. Консультация дается непосредственно по Уставу КЦСОН, услугам нашего центра и отделения; беседа ведется по организации ребенка для прохождения курса реабилитации в плане социально-бытовом и гигиеническом, правовом (соблюдение ребенком режима дня, Устава школы и Устава центра, о правах и обязанностях родителей и детей).
Предпосылкой успешного консультирования или беседы является умение специалиста создать «доверительные отношения» с ребенком и его родителями. Недопустима прямая или косвенная критика действий родителей, а тем более сомнения в их педагогической компетентности
В ходе консультирования или беседы с родителями или, лицами их заменяющими во время патронажа или встречи в Центре взрослым членам семьи предлагается принять участие в мероприятиях отделения и Центра, в работе семейного клуба, рекомендуются клубы декоративно-прикладного направления. На занятия таких клубов приходят порознь и семьями.
В конце семинара собравшиеся пришли к общему выводу, что методы и формы первичной профилактики, включающие обучение клиентов новым навыкам, помогающим им в самореализации, в сохранении здоровья, адаптации в социуме, в укреплении внутрисемейных отношений, хорошо освоены специалистами и успешно используются в работе с семьями и детьми.
Теоретические и практические знания с использование жизненного опыта помогают специалистам отделения профилактики безнадзорности и социально – психологической помощи семьям с детьми профессионально вести работу в этом направлении.
|